The requested URL /pacien/ssi/top.html was not found on this server.
Разнообразные кудесники и фантасты всю жизнь мечтали заглянуть в будущее. Так сказать, хоть чуть-чуть приоткрыть дверь, за которой быль переходит в небыль и даже проникает в сказочные горизонты. Додуматься можно действительно до многого, если мыслить умозрительно, однако живущие своей жизнью ступени технического прогресса уже несколько десятилетий систематически шокируют самых завзятых мечтателей. В первую очередь это относится естественно, к информационным и компьютерным технологиям.
В наше «непростое» время, когда прорыв следует за прорывом, сложно определить, что же является более важным, более опасным или безопасным, более долговременным. Понятно, что, единожды появившись, тот же компьютер со всеми своими комплектующими никуда уже не денется. Интернет тоже не станет сдавать позиции и постепенно перетекать в утиль. Многослойный пирог под названием социум под завязку начинен электронными штучками: границы между обычной и искусственной реальностью становятся все тоньше. Это - необратимый процесс.
Поражающий воображение расцвет технологий начался, по сути, в конце XIX - начале XX века. Срок в космическом масштабе ничтожный. Однако приевшиеся чудеса вроде телефона, телеграфа или радио настолько вписались в жизнь обывателя, что тот уже как-то и не дифференцирует их на хорошее и плохое, на вредное и безвредное, - для здоровья, судорожно заглатывая каждую новенькую наживку. К исходу ушедшего века человек разумный превратился в человека потребляющего, пользователя, юзера, если хотите. И все шире распространяется один забавный штрих: такой фигурант, болтая по мобильнику, зависая в интернете и т.д. уже даже и не пытается понять, как устроено и как работает то или иное техническое чудо. Специализация знаний и умений здесь зашла так далеко, что и концов не найти. Почему, к примеру, -фотоаппарат не какой-нибудь, а цифровой ? О каких цифрах идет речь - от нуля до десяти, или о каких-либо других ? Неспециалист поневоле становится упомянутым «юзером» - его дело - нажимать на кнопки, не забивая себе голову разной посторонней чепухой.
В такие-то времена нас и настигло очередное, - относительное уже, - новшество, - трехмерные технологии передачи - визуальных изображений, условно обозначаемые литерами ЗД. Появление объемного кино обрушилось на всех подобному летнему ливню. Популярность трехмерных технологий в последние годы выросла на несколько порядков: киностудии снимают новые ЗД фильмы, переводят в указанный формат уже существующие. Производители электроники выбрасывают на рынок телевизоры, мониторы, ноутбуки с поддержкой ЗД. Саму технологию называют даже революцией в индустрии кинопроизводства. Еще бы: просмотр вызывает необыкновенные и приятные ощущения, эффект присутствия в гуще киношных событий и персонажей. Такая «реальность» сплошь да рядом оказывается куда интересней настоящей серенькой и обыденной, - ведь в ЗД можно летать без крыльев, мчаться верхом на драконе, чуть ли ни физически ощущать всякую небывальщину. Или продукция для детей: мультфильмы «Шрек», «Рождественская история», «Мухнем на луну» и т.п. За счет модной технология трехмерный кинопрокат набивает полные залы, и необходимость использования ЗД получается обусловленной в первую очередь коммерческой выгодой, а отнюдь не художественными целями.
Однако давайте зададимся вопросом: действительно ли все так просто в создании объемной картины искусственным путем ? Как вообще это достигается ? И какова, в конце концов, история появления на свет самого понятного из объемных изображений - стереоскопического.
Шум вокруг ЗД вспыхнул с началом недавней мировой премьеры фильма Д. Камерона «Аватар». Эта фантастическая сага явилась, как мы помним, самым кассовым фильмом за все историю кинематографа. Именно эта картина принесла объемной технологии изображения поистине бешеную популярность. Многие, пожалуй, считают ЗД эдаким единомоментным открытием, не имеющим даже предпосылок в прошлом. На вопрос, так ли это, может ответить биография «стереоидеи».
Если мы покопаемся в памяти, - в надежде найти нужные параллели и попытаться понять, как на плоской поверхности стекла, бумаги, экрана появляется объемное изображение, из глубины может всплыть слово «голография». Голографическое изображение, которое когда-то еще называли «волновой фотографией», конечно не является прямым предшественником современного ЗД, но в советские 60 - 80 г.г. такие картинки создавали уникальное впечатление, и даже демонстрировались на выставках в московском Политехническом музее. Голографию, - и слово и методику, привнес в обиход венгерский физик Д. Габор и его последователи Э. Лейт и Ю. Упатникс. Суть голографического процесса в принципе несложна. Она основана на явлении интерференции лучей и эффекте взаимного усиления световых волн в фазе и погашения в противофазе. Регистрация, скажем, на фотопластинке интерференции таких волн, - опорной и объектной, - и повторное освещение ее опорной волной с помощью зеркала и дает впечатление объемности. Опорная волна может иметь заранее заданную форму, - предмета, пейзажа, растения и т.п. Дифракционная эффективность голограмм давно уже доведена до высшего максимума и, соответственно, качества воспроизведения. Но голографическое изображение строится на параметрах, которые не способен распознавать глаз человека. Существует ли более «естественный» способ достижения объемности там, где, казалось бы, для этого нет никаких предпосылок ? Ответ на этот вопрос был получен задолго до появления первых голограмм, - еще в первой половине XIX века.
1833 год для индустрии стереоизображений значит несоизмеримо больше, чем 2010 г. для повсеместного распространения ЗД технологии. Именно тогда на собрании английского Королевского общества Ч. Уэтстоном был продемонстрирован стереоскоп - зеркальное приспособление, способное направлять отдельно в левый и правый глаз отражения несколько отличающихся картинок (то были зарисовки пейзажей). Мозг автоматически объединяет такие картинки в одну не только при разглядывании чего-либо сквозь стереоскоп, но и в повседневной жизни, - по той элементарной причине, что глаза расположены на расстоянии 6-7 см. и изображения на сетчатке каждого из них будут в силу этого слегка различаться. Такое бинокулярное зрение присутствует и у высших позвоночных животных, чья нервная система позволяет «переваривать» сдвоенное панорамное изображение, а активный образ жизни определяет его эволюционную необходимость. Сама бинокулярность человеческого зрения была обнаружена еще в древности, но описана впервые Леонардо Да Винчи. Потом интерес к проблеме угас до упомянутого выше XIX века.
К 1839 г. коллективными усилиями многих специалистов была обставлена теоретически и воплощена на практике первая фотография, получившая наименование дагерротипа по фамилии автора, запатентовавшего изобретение. Это явилось прорывом и в технике развития стереоскопии. Стереоскопическая фотография тоже появилась очень скоро. Большое распространение получили и разные модели стереоскопов. Зеркала успешно раздваивали изображение на две различные картинки, ход лучей создавал раздельное изображение с образованием стереопары и, как следствие, объемного эффекта в плоскости.
Стереофотография быстро распространилась в развитых странах. Такие «фотки» и стереоскопы собирали полные залы на выставках, ярмарках, аттракционах. В конце позапрошлого века все это имело место даже в изолированной в ту пору Японии. В начале, а точнее говоря, в первой четверти ушедшего века в Америке появились стереофотоаппараты - любопытные штуковины с двумя объективами, а в конце двадцатых годов появилось вдобавок и стереокино. Восемьдесят лет назад ?! Представьте, да. Разумеется, тогда не было никаких электронных ухищрений. Снятый одновременно двумя камерами фильм просматривался через стереоскопические приспособления, а с возникновением цвета явились на сцену известные многим картонные очки с синим и красным светофильтрами вместо линз. Это позволяло создать иллюзию качественного цветного изображения, которое тогда сильно страдало в применении стереоэффекта. Такие очки запросто можно обнаружить на городских рынках и сейчас.
В ЗД технологии для просмотра используется, естественно, более продвинутое устройство - поляризационные очки, что позволяет улучшить качество картинки, но одновременно повышает требования к экранам и прочему оборудованию. Это вам не какие-нибудь семидесятые - восьмидесятые! Компьютерная техника совершает переворот за переворотов и в трехмерных видеопотугах. Чего стоят одни только шлемы виртуальной реальности... Впрочем, сейчас уже существуют модели телевизоров ведущих мировых производителей вроде «Самсунга» или «Панасоника», поддерживающих ЗД уже без всяких очков и других таинственных вещиц. Мы, понятное дело, далеки от разгадки технологических секретов, но одно остается неоспоримым: ЗД, стерео и т. п. - это, как бы сказать, не настоящая трехмерность. Восприятие ее - по сути физиологический обман, даже борьба с собственным мозгом, как утверждают авторы некоторых критических статей. Любые подобные «обманы» чаще всего не проходят бесследно. Что-то должно привноситься: определенный вред, определенная польза. Именно так: мы не станем ни превозносить, ни огульно хаять ЗД технологии. В первую очередь попытаемся разобраться в том, как строится естественное восприятие глубины (читай, трехмерности) в рамках физиологической нормы.
The requested URL /pacien/ssi/bottom.html was not found on this server.