Тенденции к сохранению собственного зрения имеют инстинктивную подоплеку. Глазу, как ценнейшему органу чувств, уделялось значительное внимание как в примитивных культурах глубокой древности, так и во времена существования ранних цивилизаций. Изображение органа зрения, куда вкладывался порой весьма высокий религиозный и мистический смысл, встречается повсеместно - вспомним мотив "плачущего глаза" в искусстве древних цивилизаций Центральной Америки "Или очень интересную по композиции серию православных икон "Око Господне", имеющую, к слову сказать, смысл эзотерический. А Древний Египет, где изображение глаза входило в состав элементов ранней иероглифической письменности. Не случайно даже авторы Евангелий, говоря о чудесах, творимых Христом, часто упоминают именно исцеление слепых, - для лучшей доходчивости до читателя.
Огромная ценность зрения, как природного дара, многократно переосмыслялась человечеством в течение тысячелетий. Столь же длительное время формировались и навыки сохранения зрения. Разнообразные упражнения для глаз входили в некоторые гимнастические системы Древней Греции и Древней Индии. "Гимнастика" для глаз в большинстве случаев действительно идет на пользу, улучшая кровоснабжение, функции глаз и глазодвигательных мышц, о чем убедительно говорит ряд методических указаний, издававшихся в разные годы. Кроме того, глаза традиционно промывались настоями трав и различных сомнительных снадобий. Между тем официальная офтальмология развивалась своим чередом, был накоплен богатый опыт лечения глазных болезней и аномалий рефракции. О них разговор особый. Ведь именно на такие вещи, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм и т.д., в первую очередь обратили внимание многочисленные целители. К слову сказать, особое обилие их в мире появилось сравнительно недавно, - уже после войны, а у нас и вовсе в перестроечный период.
Закон сознания: как только утверждается какая-либо теза, немедленно выдвигается и антитеза. Сформировавшиеся научные взгляды относительно аномалий рефракции, их возникновения, течения и коррекции казались незыблемыми до тех пор, пока не возникло широко известное теперь имя - Уильям Бейтс.
Тут необходимо сказать вот о чем. Аномалия рефракции, - допустим, та же близорукость, не является болезнью в строго научном смысле. Разумеется, существует масса чрезвычайно сложных пограничных состояний, последствий оперативных вмешательств и не только. Неосложненная аномалия рефракции глаза, возникшая в силу изученных и наиболее часто встречающихся причин, представляет собой функциональное расстройство зрения. Именно этот немаловажный момент позволяет псевдоспециалистам, не имеющим порой даже начального медицинского образования, говорить авторитетным тоном о вещах, неподвластных их уровню. Дело еще и в том, что аномалии рефракции встречаются в современном мире чаще, чем, скажем инфекционные заболевания глаз или тяжелые травмы. Показательно, что за лечение той же самой глаукомы нетрадиционными методами возьмется разве только самый отчаянный экстрасенс.
У. Бейтс работал в области нехирургической офтальмологии. Его выводы были преподнесены в той популярной "американизированной" форме, которую использовали все последующие деятели на данном поприще. Споря с представлениями классической офтальмологии, Бейтс предложил ряд постулатов, имеющих некий однозначно-убежденный тон, какой свойственен, например, небезызвестному журналу "Сторожевая башня". "Зрение человека зависит от его психики, - говорил Бейтс, - когда мозг отдыхает, ничто не может утомить глаза. Все, что дает отдых психике, полезно для глаз." Современные Бейтсу данные /а дело было в 50-60 г.г. ушедшего века/ подвергались значительному пересмотру и сомнению. Была высказана мысль об "условности", непостоянстве качества видения глаза вообще, о непосильной психической и зрительной нагрузке и страшном, противоестественном влиянии на глаза очков. Очки с тех пор у многих авторов - "костыли для глаз" и т.п. Был предложен ряд известных теперь многим упражнений - пальминг, соляризация, центральная фиксация, опрецелённые гимнастические упражнения. Ну и, конечно, расслабление - по возможности полное и длительное. Безусловно, методики Бейтса и его известнейшей последовательницы М. Корбетт, несут рациональное зерно. Однако они же представляют собой определенную опасность. Задумайтесь, почему например лечение аномалий рефракции, косоглазия крайне предпочтительно проводить в раннем возрасте ? Как это делается в нашем Центре реабилитации зрения ? Потому что бесконтрольное "расшатывание" упражнениями той же стабилизировавшейся близорукости может привести к возобновлению дальнейшей ее прогрессии. А очки ? Вопрос их применения или отмены решается в каждом конкретном случае специалистом-офтальмологом и никем более. Повторим, что любая серьезная наука, и офтальмология в частности, представляет собой широчайший комплекс знаний, суть многих из которых "на пальцах" объяснить человеку непосвещенному практически невозможно! А это совершенно свободно пытаются делать малограмотные "нетрадиционщики". Прежде чем начать заниматься по методике Бейтса или кого бы то ни было еще, необходимо как минимум обследовать глаза на предмет их пригодности к этому.
Остается лишь разводить руками, глядя на нынешнее изобилие руководств по восстановлению зрения. Любопытно, что практически все авторы подобных изданий используют в своих писаниях многострадального доктора Бейтса. Появились йоги отечественного производства вроде Раманантаты, или индийского, как Р. Агарвал. Базируясь на представлениях Бейтса, они говорят о Пранаяме, и таких вещах, как Антариксана -Гарудасану или Уддияна Бандху. Больно видеть, как немилосердно используется древнее религиозное и философское наследие индийского народа. И не только лишь его. Кустарно применяется медитация. Простые формулы самовнушения типа "Я вижу ясно и отчетливо...", которые можно найти еще в советских методиках аутотренинга, преподносятся ныне как мантры сродни знаменитому "Ом". В произвольных чаще всего вариантах сочиняются последовательности гимнастических упражнений, имеющих общеукрепляющее значение, - у каждого автора что-то свое.
На территории СНГ лекари, восстанавливающие зрение любыми способами, водятся в изобилии. Известны имена доктора Давиденко, В. А. Ковалева, вообще учителя физкультуры СШ, кстати, И. Афонина и В. Травинки. Знакомая многим книжка последних "Как прекрасен этот мир, посмотри!" пытается, наряду с привычной эксплуатацией Бейтса,"подбить" под все некую псевдоправославную духовность. Бабушка Травинка взывает трогательно: "Родненькие мои! Чтобы Ваши глазки видели ясно..."
Практическим воплотителем идей покойных ныне бабушки и д-ра Бейтса является российский доктор П. Жданов, посетивший недавно Симферополь с лекциями и практическими занятиями в количестве пяти штук, и выступивший в Доме кино. Полный зал внимал темпераментным, донельзя "популярным" речам доктора всех наук. Внимал, как можно догадаться, небесплатно. Материальная сторона дела вообще очень интересует всех чудо-лекарей. Приводились факты. "Вот у него зрение было 2%, а стало 100%!". По принципу контрастности. Завлекает? Конечно. На это и рассчитано.
Пора бы понять, что медицинская офтальмология во все времена преследовала одну-единственную цель - сохранить зрение, излечить глазную болезнь. Что не бывает революционных "бейтсизмов" и т.п., а есть огромный, часто не поощряемый ни государством, ни общественностью труд врачей.
[к началу раздела]
|