О нашем центре
Новости
Информация для пациентов
Информация для врачей
Информация для руководителей
Наши технологии обучения
Компьютерная эргономика
Изданные нами книги
Форум
Карта сайта

Дембский Леонид Константинович

Google




Пациенту Написать нам письмо На главную страницу

Время, как известно, на месте не стоит. Нетрадиционные методы лечения, ставшие привычными, утрачивают ореол сенсационности. Почему-то выясняется, что помогли они далеко не всем желающим и далеко не так уж эффективно. И очки - как были, так и остались. Что же делать? К врачам пойдешь - только время потеряешь. Надо искать что-то новое, более мощное, более радикальное. Стало ясно, что Бейтс и иже с ним - это хорошо. Но хорошо как-то не до конца. Да и надоело уже. Спрос рождает предложение. "Свеженькая" система восстановления зрения возникла и пропагандируется отнюдь не в волшебных заокеанских странах, а на многострадальных просторах СНГ.

Имя Мирзакарима Норбекова впервые всплыло где-то в середине девяностых. Это - тоже доктор всех наук, художник, композитор, писатель, спортсмен и т.д. , создавший свою, ни на что не похожую, по его мнению, систему оздоровления организма вообще и зрения в частности. Как оказалось впоследствии, Норбеков - суфий. У. Бейтс, например, называл себя "просто" врачом. Что же такое суфизм? С точки зрения религиеведения это древняя мусульманская мистическая традиция. Как правило, современные мировые религии не поощряют мистицизм. Тем не менее, последний, как неотъемлемая составляющая религиозного переживания, присутствует повсеместно, и находит ярчайшее свое выражение в институте монашества. С некоторой натяжкой можно сказать, что суфий, или дервиш - странствующий мусульманский монах, через аскезу, мистическую любовь и экстатические практики познающий Бога. Влияние суфизма заметно, например, в творчестве замечательных ирано-таджикских и других средневековых восточных поэтов, в числе которых - Руми, Аттар, Низами.

Если говорить о суфии, то он должен быть немногословен, доброжелателен, терпелив, должен быть одет в рубище и донельзя изможден своим мучительным существованием. Но не таков М. Норбеков!

Доктор Норбеков, судя по написанным им книжкам, человек колоссального кругозора. В своей "среднеазиатской" манере он берется судить обо всем на свете. Методика же восстановления зрения описывается им в нашумевшем "бестселлере" "Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков". Великий суфийский лекарь, прямой продолжатель дела Авиценны, Норбеков отличается чрезвычайной свободой языка. Он называет очки "велосипедом , "унитазиками", ну и конечно "костылями для глаз". Уместно заметить, думается, что гротескный, ернический тон норбековских писаний недопустим в общении с людьми, страдающими расстройствами зрения, пусть даже на страницах книги. Контакт врача и пациента, должен характеризоваться величайшим тактом, пониманием, научной строгостью в определениях. Сейчас в мире становится все больше вольных или невольных попирателей врачебной этики. Норбеков, хочет он того или нет, принадлежит к их числу. В отличие от довольно осторожного Бейтса Норбеков берется лечить все. Вообще все: глазные болезни, аномалии рефракции - само собой. В том числе макулодистрофии, а, следовательно, и сосудистую патологию глазного дна, катаракту, глаукому, дальтонизм (!) и т.д. Хочется расспросить г-на Норбекова, как он будет лечить, скажем, скрофулезный кератит, сложную патологию роговицы туберкулезно-аллергического происхождения. Ведь его читатели в большинстве своем о такой даже не слышали. А вот близорукость, астигматизм - пожалуйста.

На самом деле методика Норбекова весьма проста. Упражнения для глаз, разработанные Бейтсом, в ней также присутствуют. Другое дело, что имя последнего не упоминается нигде, равно как и "родные" названия. Присутствует гимнастическая система (куда входят, в частности, бейтсовские "повороты"). Но основное усилие, по Норбекову, следует прилагать даже не к глазам, а к голове. Приводимые им "восточные" ассоциации с привлечением притч о вопящих ишаках, мудрых аксакалах и т.п. служат делу пробуждения от лени, от пессимизма, зовут к развитию самосознания я личной активности. Этому, собственно и посвящена значительная часть книги. Вот так.

Грани применения нетрадиционных методов лечения в некоторых областях медицины могут стать довольно широкими. Мы сами ни в коем случае не являемся консерваторами, - это понимают все, знакомые с работой Крымского Республиканского Центра реабилитации зрения, который со дня основания занимается нехирургической офтальмологией, на которую претендуют Бейтс, Норбеков и другие. Другой дело, что качественно отличная основа, которая не сопровождается броскими лозунгами и шапкозакидательством, значительная доля нами же созданной аппаратуры, переводит решение вопроса совсем в другую плоскость! Когда мы говорим об индустриальной технологии лечебно-диагностического процесса, применяемой в нашем Центре, об индустрии мирового здравоохранения и цивилизованном оснащении профильных клиник, становится очевидным вся несостоятельность целительских "откровений", смешных, а порой и небезопасных приемов "лечения". Необходимо помнить, что к настоящему времени создано и апробировано достаточное количество научно обоснованных и повсеместно внедряемых методик и алгоритмов, относящихся ко всем известным заболеваниям органа зрения и его функциональным расстройствам. Поэтому первоочередной задачей того же человека в очках должна стать не попытка их разбить как можно скорее, а стремление и готовность к участию в серьезном, порой длительном лечебно-диагностическом процессе и дальнейшей реабилитации. Глаза нам даются единожды, и они слишком ценны для того, чтобы стать полигоном для сомнительных, неуточненных, радикальных и прочих методик, применяемых стихийно людьми, которых интересует прежде всего собственный кошелек и свои же неудовлетворенные амбиции.



Леонид Константинович Дембский
Доктор медицинских наук,
врач-офтальмолог высшей категории,
директор Крымского республиканского
центра реабилитации зрения.


1 2 3

[к началу раздела]
© 2010 КРМЦРЗ Перепечатка информации возможна только при использовании активной ссылки на сайт